Хабинский Абрам Пейсахович, заместитель председателя, исполняющий обязанности председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Еврейской автономной области
в январе, феврале 1937 года
Хабинский Абрам Пейсахович, 1891 года рождения, член РСДРП с 1914 года. Работал в должности заместителя председателя облисполкома. Освобожден от должности и исключен из рядов ВКП(б) по решению бюро обкома ВКП(б) 20 февраля 1937 года.
Из истории развития Еврейской автономной области
***
Из протокола объединенного заседания бюро обкома ВКП(б) и президиума облисполкома ЕАО от 28 января 1937 г. «О социально-экономических установках и схеме планирования города Биробиджана Еврейской автономной области»: «По социально-экономическим установкам: согласиться с предусмотренными Дальпрогором перспективами развития города Биробиджана, как административного и культурного центра Еврейской автономной области, а также центра приема и переселения евреев-переселенцев. Принять перспективную численность населения города Биробиджана на 1947 год — 150 000 человек…
По промышленности: лесной – деревообрабатывающий комбинат на 200 тыс. кубометров по распилу сырья, мебельную фабрику на 6 млн. рублей продукции в год. С вводом в эксплуатацию вышеназванных предприятий считать целесообразным демонтировать существующие фабрики «Деталь», им. Димитрова и лесопильный завод Биробиджанстроя вследствие неудачного их размещения на территории города…
По легкой промышленности: галантерейную фабрику на 1,5 млн. рублей и игрушечную на 1 млн. рублей продукции в год.
По пищевой промышленности: пивоваренный завод на 15 тыс. гт/л пива и 20 тыс. гт/л безалкогольных напитков, водочный завод 40 тыс. дкл хлебного пива и 15 тыс. дкл наливок и ликеров, уксусно-экстрактный завод, кондитерскую фабрику на 5 тыс. тонн, хлебозавод на 60 тонн суточной производительности и холодильник на 1 000 тонн одновременного хранения.
По транспорту: признать необходимым развитие водного транспорта по р. Бире, просить управление Амурского речного пароходства произвести необходимые работы в целях открытия водного сообщения от г. Биробиджана вниз по р. Амур в навигацию 1938 года. Внутригородской транспорт: считать основным видом внутригородского транспорта троллейбус и автобусное сообщение.
По научно-исследовательским учреждениям: научно-исследовательский институт, управление единой гидрометеорологической службы, планетарий.
Вузы и техникумы: еврейский пединститут; техникумы: строительный и мелиоративный, музыкальный, совпартшкола и физкультурный.
Культурное строительство. Театр на 1 200 человек, звуковое кино, Дворец физкультуры, стадион на 10 000 человек.
Признать правильным размещение промышленных предприятий, транспортных сооружений и жилых массивов в трех основных районах.
Северный район — обозный завод, деревообрабатывающий комбинат и предприятия легкой промышленности с жилым массивом, обслуживающим данную промышленность численностью населения до 20 тыс. человек.
Южный район — предприятия химической и пищевой промышленности за железнодорожной веткой на Блюхерово, с жилым массивом, обслуживающим указанные предприятия и железнодорожников с численностью населения до 20 тыс. человек.
Правобережный район — на правом берегу р. Биры с размещением административного и культурного центра на возвышенности сопки Большой Тихонькой, предприятия машиностроительной промышленности у железнодорожной станции Биробиджан-II — на Блюхерово и площадкой для строительства НКО в западной части района, в удобной связи со станцией Биробиджан-II и Бирофельдским трактом.
При размещении строительства ближайших лет руководствоваться следующим: капитальное многоэтажное строительство вести в центральной части планируемого города на возвышенности вдоль Бирофельдского тракта и на основных магистралях левого берега. Деревянное двухэтажное строительство в основном вести на левом берегу р. Биры по второстепенным улицам внутри кварталов. Для индивидуального строительства отвести кварталы вблизи северного и южного промрайонов. Считать необходимым для более успешного планового строительства города в условиях заливаемости и заболоченности территории, форсировать проектирование и осуществление мелиорации городской площадки, в первую очередь левобережной ее части, с понижением уровня грунтовых вод в среднем не менее 2,5 метров».
Трест «Дальпрогор», созданный в 30-е гг., выполнял государственные заказы на возведение и развитие городов и других поселений Дальневосточного края.
Из коллекции фотодокументов
Первое здание швейной фабрики г. Биробиджана. 1935 г. ГАЕАО. Ф. П-919. Оп. 1. Д. 311.
Цех гнутой мебели фабрики им. Димитрова. 1936 г. ГАЕАО. Ф. Р-505. Оп.1. Д. 1617.
Цех корпусной мебели фабрики им. Димитрова. 1936 г. ГАЕАО. Ф. Р-505. Оп.1. Д. 1619.
На Биробиджанской швейной фабрике. 1937 г. ГАЕАО. Ф. Р-505. Оп.1. Д. 1621.
Выставка готовой продукции Биробиджанской швейной фабрики. 1937 г. ГАЕАО. Ф. Р-505. Оп.1. Д. 1622.