ОГБУ "Госархив ЕАО" » Госархив » Новости » Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

Автор: Foxpro от 26-04-2019, 03:22

 

Государственный еврейский театр – ровесник Еврейской автономной области. За два дня до образования нашей области, 05 мая 1934 г. в рабочий поселок Биробиджан приехал коллектив театра и начал свою творческую жизнь длинной почти в 16 лет.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

Но, так же, как и область, театр имеет свою предысторию.

А начинается она с приезда летом 1932 года бригады студентов театрального техникума при Московском государственном театре, для художественного обслуживания населения, существующего тогда Биробиджанского района. После окончания техникума студенты пообещали вернуться в область и продолжить здесь свою работу как театральный коллектив. Обещание было выполнено. Накануне приезда, еще в Москве были подготовлены две постановки советских пьес, вечер одноактных пьес Шолом-Алейхема и вечер малых форм. С этим они и приехали в Биробиджан.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

Гостеатр располагал собственным зданием, построенным в 1934 году, числом мест в зрительном зале — 450. При постройке театра не учли помещения под парикмахерскую, бутафорную, декорации и т. д. Сцена театра, всего 60 кв. м. была не механизирована, что доставляло большие неудобства при постановках спектаклей. К концу 1940 года сцену реконструировали и значительно расширили.

Театр имел несколько лож, одна из которых предназначалась для руководителей области и партии, вход в нее был по специальным пропускам.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

Позже, в конце 1940-х годов, были установлены служебные места для секретаря обкома ВКП(б) — 2 места (1 ряд места 10,11), председателя облисполкома — 2 места (2 ряд места 12,13), представителя политконроля — 1 место (2 ряд, 7 место), для представителей реперткома — 1 место (2 ряд, место 9), дирекции театра — 4 места (2 ряд места 10, 11, 12, 13).

Ложу директора театра использовали худрук, режиссер, парторг театра, артистическая ложа предназначалась для артистов и членов их семей, кроме детей моложе 16 лет.

В начальном периоде репертуар театра был случайным. В первых спектаклях было многообразие стиля игры, но не было правильной сценической речи. Большую помощь театру оказывал Московский еврейский театр. Несмотря на существующие сложности на биробиджанской сцене прошли спектакли «Интервенция», «Мой друг», «Развод» и другие.

С приездом из Москвы режиссера Айзенберга началась подготовка пьесы Шолом-Алейхема «Клад Наполеона». В феврале 1936 г. на постановке пьесы «Клад Наполеона» присутствовал Лазарь Моисеевич Каганович. В этом же году Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР удовлетворил ходатайство партийных и общественных организаций Еврейской автономной области и присвоил театру имя Л. М. Кагановича.

Коллектив артистов и музыкантов гостеатра им. Кагановича за активное участие в выборах депутатов в Верховный Совет СССР решением Биробиджанского горсовета в феврале 1938 г. награжден грамотой.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

В связи с пятилетием образования театра были организованы вечера, на которых артисты представляли свои творческие отчеты с показом отрывков из своих ролей. В фойе театра разместили фотовыставку из творческой жизни театра.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. КагановичаБиробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. КагановичаБиробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

Биробиджанский театр стал любимым и популярным не только в нашей области, но и за ее пределами. На сцене театра при абсолютных аншлагах шли такие спектакли как, «Чудесный сплав», «Клад Наполеона», «Сырье» и другие.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

Исключительным успехом пользовался театр на гастролях в Хабаровске, Иркутске, Новосибирске и других городах страны.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. КагановичаБиробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

 

В 1940 году были организованы гастроли на Украину. В ходе подготовки к поездке утвердили списки художественно-административного, актерского, производственно-технического состава и оркестра, определили порядок оплаты проезда по железной дороге: в курьерско-жестких вагонах добирались актеры, артисты оркестра, руководящий состав, почтово-жестких - вспомогательный состав и производственно-технический персонал. Для гастрольной поездки подобрали репертуар еврейских спектаклей, среди них «Пир», «Блуждающие звезды», «Молоко и мед».

В период гастролей еврейской группе необходимо было организовать не менее 12 параллельных внеплановых спектаклей, в связи, с чем для этих спектаклей подобрали дублеров.

К концу 1940 года творческий состав Биробиджанского театра увеличился до 36 человек за счет артистов крымского еврейского колхозного театра, который был закрыт в связи с отсутствием базы и театральных площадок для работы театра. При этом вспомогательный состав еврейской группы был сокращен до 15 человек.

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

 

Деятельность театра регламентировали разные положения и инструкции главного управления театров. Например, инструкцией «О порядке работы театров над осуществлением новых постановок», утвержденной председателем комитета по делам искусств при СНК СССР 12 ноября 1940 г. устанавливался особый порядок работы в целях упорядочения выпуска новых постановок. Согласно данному порядку директором совместно с художественным руководителем театра, утверждался режиссер-постановщик, художник спектакля и устанавливался срок предоставления режиссерского плана; режиссер-постановщик совместно с художником определял точную экспозицию спектакля; до разработки экспозиции на художника возлагалась обязанность, познакомится с имеющимися в театре материалами (станками, костюмами, бутафорией и т. д.), для установления возможности использования их в данной постановке; директор устанавливал предельную стоимость постановки (лимит затрат); при выпуске премьеры, рекомендовалось составлять альбом с декорациями, мебелью, бутафорией и костюмами по данной постановке. 

В начале Великой Отечественной войны, в соответствии с приказом управления по делам искусств при СНК РСФСР, все театры, в т. ч. Биробиджанский еврейский театр, перестраивали свои формы и методы работы таким образом, чтобы была возможность создавать более подвижные, гибкие коллективы, способные работать в различных условиях: призывных пунктах, вокзалах, на предприятиях, красных уголках, колхозах, прифронтовой полосе и на фронте. При этом сокращались сроки подготовки спектаклей, концертных и эстрадных программ. На подготовку новых спектаклей предусмотрены сроки от 10 до 20 дней. Театры обязывали пересмотреть репертуар и исключить из него пьесы, которые не имели актуального значения, а также в кротчайший срок подготовить особый репертуар. В зависимости от места и условий выступления могли длиться от 30 минут до 1 часа 30 минут. Категорически запрещались выезды на гастроли театров за пределы своей области, края, республики.

Театр им. Л. М. Кагановича к 18 августа 1941 г. был вынужден провести дополнительное сокращение творческого состава еврейской группы театра, доведя актерский состав до 15-17 человек и перестроить свой репертуар, включив в него боевые антифашистские пьесы, пьесы на оборонно-патриотические темы, показывающие героическое прошлое русского народа за свободу и независимость и представить новый репертуар на утверждение областного отдела искусств, организовать коллектив работников театра на подготовку «боевых концертных программ для обслуживания частей Красной Армии, постановки концертов на предприятиях, колхозах и т. д.».

Весной 1942 года из творческого коллектива театра для организации культурных программ в колхозах, совхозах и на машинотракторных станциях области организовали три художественные бригады, возглавляемые режиссерами Розенфельдом, Фридманом и художественным руководителем Гельфандом. В основу репертуара художественных коллективов вошли антифашистская оборонная тематика, произведения драматургов и композиторов русской и еврейской классики. 

В зале Биробиджанского государственного театра 19 октября 1942 г. состоялся большой антифашистский вечер-концерт, организованный артистами театра и биробиджанской группой писателей.

В августе 1943 г. театр выезжал на гастроли в Сталинский район Еврейской автономной области, где вниманию жителей района представил одноактную пьесу — «Русская девушка», скэтч — «Хозяюшка», художественное чтение, политсатиру, музыкальные номера и индивидуальные выступления с прочтением следующих произведений: «Ну и молодежь», «Крутится — вертится», «Шел артист на фронт», «Василий Теркин».

Из итогов деятельности театра за 1943 год: «Процент загрузки зрительного зала по плану 66, фактически 67. На гастролях по плану 120 дней, по факту 110 дней. Работа театр: утренние спектакли на стационаре — 4; вечерние спектакли на стационаре — 84, выездные спектакли — 16, гастрольные спектакли — 91 из 110 по плану… В первых числах февраля 1943 года подвоз топлива в театр прекратился и здание театра было заморожено на месяц».

В годы войны театр проводил большую шефскую работу среди красноармейских частей. Часто актеры и музыканты выезжали в пограничные части, на заставы, где выступали для красноармейцев, командиров и их семей.

В соответствии с решением исполкома Биробиджанского городского Совета депутатов трудящихся ЕАО и бюро горкома ВКП(б) от 29 июня 1943 г. № 167 с 1 июля 1943 г. введена обязательная заготовка дров каждым трудоспособным жителем города.

 В связи с этим, для рабочих и служащих театра был утвержден план летней заготовки дров в размере 400 м3. На период с 18 по 24 сентября 1943 г. работники театра были направлены на лесозаготовительные работы. Прибывшие рабочие на дровозаготовки обязаны были иметь постельные принадлежности, ложку, миску, а также инструмент — пилу, топор. Были установлены нормы заготовок для мужчин — 10 м3, женщин — 7 м3 , при этом, выполнившие норму получали заработную плату и 30% от фактически заготовительных дров для личных нужд, а из заготовительного количества, сверх установленной нормы, получали 50% от перевыполненного количества.

Во время войны в целях исключения заболевания сыпным тифом руководители театра предпринимали профилактические меры, так, с городским дезбюро был заключен договор для проведения систематических дезинфекционных мероприятий помещения театра, лестничных клеток в домах актеров, заведующему костюмерной вменялось в обязанность под личную ответственность, после каждого спектакля проглаживать костюмы горячим утюгом и только после этого помещать их в костюмерную, кроме этого прекратили выдачу костюмов и париков на прокат различным организациям.

В 1944 году создалось положение творческого производственного простоя из-за не укомплектованности русской группы, которая состояла из 5 человек, в связи с этим выпуск спектаклей русской группой, посчитали нецелесообразным до ее укомплектования в пределах 15-20 человек.

В августе 1944 г. риказом по отделу искусств областного Совета депутатов трудящихся ЕАО принято решение о выделении в самостоятельную художественную единицу, созданного при государственном театре им. Л. М. Кагановича национального ансамбля песни и пляски. Директором Биробиджанского государственного национального ансамбля назначили Н. Б. Пиковского, художественным руководителем – С. Е. Фантуха. Выпуск первой программы ансамбля планировался к 01 сентября 1944 года.

Во второй половине 40-х годов в Государственном еврейском театре им. Л. М. Кагановича, как и по всей стране, начались «чистки». Лучшие представители творческой интеллигенции, только что сформированной и еще не успевшей окрепнуть, оказались под угрозой уничтожения.

В своем докладе на 5-й областной партийной конференции 1947 году секретарь обкома ВКП(б) ЕАО А. А. Бахмутский, отметил, что репертуар Государственного еврейского театра им. Л. М. Кагановича «не отвечает требованиям, предъявляемым ныне к советскому театру», «… засорен пустыми, безыдейными пьесами», среди которых «идейно-вредная, национально-ограниченная пьеса «Я живу» Пинчевского», пьеса «Миреле Эфрос», «проповедующая мелкобуржуазную мораль, идеализирующая представителей буржуазного общества», а также «убогая, безыдейная, развлекательная» пьеса «Бедно, но весело».

В ошибках обвинялись заведующая отделом искусств Гофунг, бывший художественный руководитель театра Е. Гельфанд.

В ответной речи Е. Гельфанд согласился с тем, что в работе театра имелись недостатки идеологического характера, вскрытые партией и присущие советскому театру в целом в данное время; подчеркнул недостаточную ответственность актеров и режиссеров театра, не учитывающих, что «… в нашей стране нет искусства ради искусства, а наше искусство является острым оружием советского народа в борьбе за выполнение задач строительства коммунистического общества».

В конце 1940-х годов у театра появились новые трудности. Театр не выполнял план дохода от спектаклей. Причин этому было несколько: недостаточное число постановок, созданных театром после очищения репертуара, большим расходом финансовых средств на постановку пьес и на содержание здания. Кроме этого, Биробиджанский еврейский театр являлся не только театром сугубо драматического плана, но по своей специфике являлся театром музыкальным. Чтобы выполнить задачи музыкального театра, требовалось не только наличие квалифицированных актеров, но и художников, композиторов, музыкантов. Помимо этого, театр нес дополнительные расходы, связанные с переводом советских оригинальных пьес на еврейский язык и высокой оплатой композиторов.

Постановлением Совета Министров от 04 марта 1948 г. сокращена государственная дотация театру, в связи, с этим решили провести сокращение штата на 50% и полностью сократить оркестр. Чрезмерное сокращение творческого персонала отрицательно сказалось на художественном уровне театра, а отсутствие оркестра лишило театр возможности ставить музыкальные спектакли.

Предпринимались меры к повышению доходов: «увеличилось регулярное обслуживание колхозов и глубинных населенных пунктов, возросло исполнение спектаклей на русском языке с целью расширения базы зрителей».

В связи с организацией в сентябре 1948 г. труппы русского филиала и восстановлением деятельности оркестра, качество обслуживания «русского зрителя» заметно улучшилось.

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

 

Поступавшие средства от проведенных гастролей и показа спектаклей не покрывали расходов на содержание театра, усугубило положение то, что на 1949 год театр не получил дотацию от государства. Все это привело к тому, что на 1949 год не был утвержден план работы и встал вопрос о ликвидации театра.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

В октябре 1949 г. работники театра были уведомлены об увольнении и расформировании театра. В ноябре прекращена топка паровых котлов театра и спущена вода из системы во избежание ее замораживания.

 

Биробиджанский государственный еврейский театр им. Л. М. Кагановича

 

В начале 1950 года на временное ответственное хранение Дому пионеров и школьников переданы основные сценические средства: костюмы, реквизит, парики, декорации, электрооборудование.

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru