ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Выставки » Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Автор: Foxpro от 22-04-2010, 09:16

Важнейшей задачей в области народного образования в Еврейской автономной области в 1950-1970-е годы являлось выполнение закона о всеобщем обязательном обучении детей в объеме семилетней школы 1.
Областная комиссия по подготовке предложений по реорганизации системы народного образования пришла к следующему выводу:
1. Первый этап среднего образования должен быть организован путем реорганизации семилетних школ в восьмилетние. Эта работа должна быть проведена в период с 1959 по 1965 годы. Для того чтобы учащиеся, окончив восемь классов, могли пойти работать на производство, достигнув шестнадцатилетнего возраста. В первый класс необходимо производить прием с восьмилетнего возраста, а для подготовки детей к поступлению в первый класс при восьмилетних школах следует организовать подготовительные классы с семилетнего возраста, обеспечив их соответствующими программами.
2. Второй этап среднего образования должен проходить в основном через сеть городских и сельских общеобразовательных вечерних заочных школ и техникумов, а также путём организации городских и сельских школ типа ФЗУ и сельхозуча с трехлетним сроком обучения. Кроме того, необходимо сохранить в каждом районе по 1-2 средних общеобразовательных политехнических школ с трехлетним сроком обучения 2.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из доклада о задачах школ в связи с решениями
19 съезда КПСС на январском совещании 1952/1953 учебного года.
Ф. Р-100. Оп. 7. Д. 28. Л. 3.

 «... В 1959/1960 учебном году в области работают 160 школ, в том числе 28 средних, 47 семилетних, 85 начальных, в которых обучаются более 31 тысячи детей - учащихся 1-10 классов. Для полного осуществления всеобуча в области открыто 13 интернатов с общим количеством 357 детей...
Расширилась сеть внешкольных учреждений. В области работают 3 дома пионеров и школьников с охватом детей кружковой работой более двух тысяч человек» 3.
При домоуправлениях открыто 12 детских комнат; на предприятиях, в колхозах и совхозах создано 46 советов содействия семье и школе, работало 26 родительских лекториев, при всех средних, восьмилетних и большинстве начальных школах работали родительские комитеты; 32 бригады коммунистического труда шефствовали над пионерскими отрядами 4.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Информация о выполнении постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874
«О мерах дальнейшего улучшения работы средней школы».
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 550. Л. 22, 25.

Детские сады

Большая роль в системе воспитания подрастающего поколения принадлежит детским дошкольным учреждениям. Детские ясли и сады - это ступенька к школе, начальная стадия организованного воспитания, формирования личности ребенка, развития его умственных и физических способностей, период, когда наиболее активно формируется мыслительная и трудовая деятельность ребенка 5.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Воспитанники и сотрудники детского сада № 3
г. Биробиджана. 1950 год.
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1319.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Новый детский сад в
п. Микояновск Облученского района. [1960-е годы].
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1064.


Из доклада о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению и воспитанию медицинского обслуживания детей дошкольного возраста в 1962 году:
...
Отдельные воспитатели начали работу над обучением детей грамматическому строю речи, используя дидактические игры. Большое значение в воспитании дошкольников имеет работа с материалом, она развивает художественный вкус, сообразительность, выдержанность. Хорошо поставлена работа с детьми по лепке, рисованию, аппликации. На занятиях лепкой из глины дети учились лепить различные фигуры, овощи, фрукты, птиц, фигуру человека. На уроках музыки - определять характер музыки, и по мелодии определять название песни. Старшие дети научились запевать песни по куплетам ...6
С каждым годом укрепляется материальная база детских садов, приобретается мебель, мягкий инвентарь, посуда, благоустраиваются и оборудуются участки. Заметно улучшилось оборудование педагогического процесса. Группы пополнились игрушками, пособиями, детской художественной литературой 7.
Большинство детских садов проводят в период оздоровительной кампании мероприятия по закаливанию детского организма: обливание, обтирание, купание с постепенным понижением температуры - все это способствует воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности 8.
Во многих детских садах стали больше привлекать ребят к труду, дежурства детей стали более многообразными и содержательными. На участках детских садов появились клумбы, грядки. В живых уголках появились живые объекты: воробьи, голуби, кролики, белки, морские свинки, бурундуки и рыбки. Улучшилась работа по наблюдению природных явлений, по воспитанию бережного отношения к растениям, животным 9.
В Бираканском детском саду есть свое подсобное хозяйство, в котором выращиваются овощи: картофель, огурцы, помидоры, капуста, морковь, лук, редис. Выращено 5 свиней, они дали приплод 18 поросят 10.

Из справки о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению и воспитанию, медицинского обслуживания детей дошкольного возраста за 1962 год:
...
В 1962 году в области работает 95 дошкольных учреждений с контингентом детей в них 6666, в том числе: 51 детский сад на 3453 места, 24 яслей на 1275 мест и 44 ясли-сада на 3213 места. Всего имеется учреждений с общим контингентом детей 7941. За счет капитального строительства построено дошкольных учреждений на 250 мест, совхозами за этот период открыто 10 детских учреждений на 255 мест. Сделаны пристройки к существующим детским садам на 337 мест и приспособлено 12 помещений на 590 мест 11.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из доклада о работе детских садов
Биробиджанского района от 9 октября 1966 года.
Ф. Р-100. Оп. 7. Д. 57. Л. 2.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Занятие в детском саду № 47,
расположенном в поселке имени Бумагина города Биробиджана. [1970-е годы].
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1115.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Воспитанники детского сада № 47,
расположенного в поселке имени Бумагина города Биробиджана. [1970-е годы].
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1114.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Новый детский сад № 15
по улице им. Ленина в г. Биробиджане. [1970-е годы].
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1097.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Диаграмма строительства детских дошкольных учреждений
за пятилетие (1966-1970 годы).
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 616. Л. 5.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Информация по подведению итогов Всероссийского смотра участков
детских дошкольных учреждений по ЕАО в 1972 году.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 616. Л. 17.

На 1 июня 1972 года в области насчитывается 140 детских дошкольных учреждений с количеством детей в них 10668 12.

Школы

Начальная школа призвана научить детей хорошо читать, писать и считать, развивать их мышление и речь, давать им первоначальные сведения о природе, труде и жизни людей, обеспечить основы нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, постоянно готовить учащихся к самостоятельному приобретению знаний 13.

Из отчета о работе школ Еврейской автономной области за 1950/1951 учебный год:
...
Значительная часть сельских семилетних школ мало насыщена учащимися, в силу недостаточно еще полной населенности районов и больших расстояний между населенными пунктами.
В целях наилучшего контроля за осуществлением всеобуча вся территория области разбита на микрорайоны, каждая школа имеет свой район. В апреле-мае и в августе 1950 г. по микрорайонам, силами преимущественно учителей школ, проводился учет детей школьного возраста путем подворного обхода. Кроме переписи детей по квартирам, школы пользовались хозяйственными книгами сельских Советов, данными домоуправлений в городах и другими источниками. Идеальной точности в учете детей достигнуть не удалось, особенно в части вновь прибывающих в область переселенцев.
За счет общественных и школьных фондов всеобуча оказана материальная помощь недостаточно обеспеченным детям инвалидов и пенсионеров, детям, отцы которых погибли в Великой Отечественной войне. В школах города Биробиджана за счет общественности выдано около 100 пар валенок учащимся, в Микояновской средней школе - 40 пар кожаной и 10 пар валяной обуви; в Бираканской школе шестидесяти учащимся выдано бесплатно валенок - 21 пара, ботинок - 38, пальто - 1 14.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из отчета о работе школ ЕАО за 1950/1951 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 6.

 

Из отчета о работе школ Еврейской автономной области за 1950/1951 учебный год:
...
Интернаты при семилетних и средних школах создаются с целью предупреждения отсева учащихся.
По состоянию на 1950/1951 учебный год в интернатах проживает 183 человека. Интернаты обеспечены мебелью, мягким инвентарем, необходимой посудой. Питание - трехразовое, за счет родителей. Но для некоторых родителей содержание детей в интернате все еще дорого, питание стоит свыше 170 рублей в месяц 15.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из отчета о работе школ ЕАО за 1950/1951 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 7.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из отчета о работе школ ЕАО за 1950/1951учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 1.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из отчета о работе школ ЕАО за 1950/1951учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 5.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из годового отчета о работе школ области за 1950/1951 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 110.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из отчета о работе школ ЕАО за 1950/1951 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 245. Л. 113, 114.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Сведения о количестве классов и учащихся по
ЕАО на начало 1951/1952 учебного года.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 252. Л. 14.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из годового текстового отчета о работе школ
Биробиджанского района за 1951/1952 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 7. Д. 23. Л. 37, 38.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из годового отчета о работе школ Биробиджанского района за 1952/1953 учебный год.
Мероприятия по подготовке школ к новому учебному году.
Ф. Р-100. Оп. 7. Д. 27. Л. 39, 40.

В 1953 г. в области работает 47 семилетних и 17 средних школ. В них насчитывается 9 звуковых и 6 немых киноаппаратов, 12 радиоприемников и 12 репродукторов. За 1953/1954 учебный год в школах поставлено 81 кино-уроков и киносеансов 16.
Большое внимание уделено организации подвоза детей в средние школы. С этой целью урегулировано автобусное движение внутри районов, организованы специальные автобусные рейсы для школьников 17.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Выступление пионеров перед участниками 2-го районного слета юных ленинцев.
Село Амурзет, Октябрьский район. 1955 год.
Ф. П-919. Оп. 1. Д. 411.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Ученики пятого класса Биробиджанской семилетней школы № 12
на практических занятиях по ботанике в контрольно-семенной лаборатории Биробиджанской МТС.
Занятие проводит И.И. Гончаренко. 1955 год.
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 1993.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

В механическом цехе паровозного депо ст. Ин
токарь В. Пасечникова (делегат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве)
рассказывает пионерам о своей работе. 1958 год.
Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 969.

В первых - четвертых классах в 1959/1960 учебном году введен первоначальный курс трудового обучения. Во всех случаях труд учащихся должен быть организован разумно, с учетом сил и возможностей детей и сопровождаться ознакомлением их с различными видами труда в обществе 18.

Из справки о состоянии народного образования в школах Еврейской автономной области за 1959/1960 учебный год.
...
Все средние школы имеют учебные кабинеты и производственные мастерские. За 2 последних года силами учащихся и с помощью шефов построено и оборудовано 10 учебных мастерских, 4 автокласса, 4 теплицы.
Значительно улучшилось в школах проведение производственной практики учащихся на заводах. Учащиеся сельских школ были организованы в ученические комплексные производственные бригады, зимой учащиеся этих бригад изучали агротехнику выращивания высоких урожаев и сельхозтехнику. В летний период более девятисот учащихся 8-10 классов активно включились в полевые работы, закрепляя теоретические знания на практике.
В 1958/1959 учебном году 451 ученик 8-10 классов получили специальности: трактористов - 67, шоферов - 75, токарей - 41, слесарей - 10, столяров - 11, животноводов - 51, полеводов - 99 и других специальностей.
Учащимися школ области выращено 614 кроликов, 15 тысяч цыплят, выработано 28333 трудодня, в школьных мастерских изготовлено продукции на 69481 рубль. Это говорит о том, что труд учащихся стал более производительным 19.

Фактически на 1 февраля 1959 г. работали 127 школ всеобуча и школ-интернатов, в том числе начальных - 66, семилетних - 38, восьмилетних - 3, десятилетних - 19 и одиннадцатилетних - 2, со следующим распределением по районам:

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из информационного отчета о работе школ ЕАО за 1959/1960 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 406. Л. 1.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Из справки о состоянии народного образования в школах ЕАО за 1959/1960 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 399. Л. 2.

Из информационного отчета о работе школ Еврейской автономной области за 1959/1960 учебный год:
...
Учащиеся 5, 6, 8 и 9-х классов проходили производственную практику на предприятиях комбината «Хинганолово», Теплоозерском цементном заводе, Бираканской бумажной фабрике, Лондоковском известковом заводе, заводе «Дальсельмаш», трансформаторном заводе, швейно-трикотажной фабрике, в типографии, Стройтресте, совхозах и колхозах области по различным специальностям 20.

Народное образование Еврейской автономной области: начало пути. (Часть 3)

Информационный отчет о работе школ ЕАО за 1959/1960 учебный год.
Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 406. Л. 42.

Страница 1 из 2 | Следующая страница
 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru