ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Публикации » Год культуры 2014 » От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Автор: Foxpro от 4-10-2019, 11:00

 

Представленный материал, приуроченный к проведению Года театра в Российской Федерации, расскажет современному зрителю о театральной истории города: от появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра.

 

Пожелтевшие афиши… (из истории театров г. Биробиджана по документам ОГБУ «Государственный архив Еврейской автономной области»)

 

Театр — это праздник, это фантастический

мир, где много удивительного.

 

Рассматривая пожелтевшие от времени фотографии, газетные вырезки, афиши, сквозь шелест бумаг можно услышать голоса актеров, чарующие звуки музыки, зажигательные, искрометные ритмы танцев, будто все они ожили.


Биробиджанский народный русский театр.

 

В 1949 году, после закрытия государственного еврейского театра им. Л.М. Кагановича, большое количество артистов уехало из Биробиджана, театральная жизнь в городе остановилась. Но остались люди, которые любили театр, грезили репетициями, сценой, для которых театр был жизнью, и не важно, что они были непрофессиональными актерами. Вот эти люди — любители театрального искусства и решили организовать драматическую группу. Они тогда не думали называться театром, их было мало, всего тринадцать человек. Они не имели опыта и хорошего помещения для репетиций, а речи о костюмах и декорациях вообще не могло быть. Начинали они свою театральную деятельность на одном лишь энтузиазме.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В 1959 году, в связи с принятием решения об организации в г. Биробиджане самодеятельного театра, в жизни драматического коллектива произошли большие изменения. В соответствии со штатным расписанием на должность главного режиссера была назначена Шименко Мира Моисеевна, на должность заведующего постановочной частью назначен Бергалин Василий, утвержден состав самодеятельного театра в количестве 19 человек. Это были люди разных профессий: преподаватель педучилища, завхоз школы, работница трикотажной фабрики и т. д. и театр был не основной их работой1

В этом же, 1959 году, за успехи, достигнутые в развитии самодеятельного драматического искусства в г. Биробиджане, за постановку пьесы «В поисках радости» и драмы «Барабанщица», актеры театра были награждены ценными подарками на сумму от 50 до 300 рублей2

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В 1963 году начал функционировать Дворец культуры и вся деятельность Биробиджанского народного театра была передана в подчинение дирекции Дворца культуры3

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

С 1 сентября 1963 г. студент 4 курса Ленинградского библиотечного института Кустов Геннадий Алексеевич был назначен режиссером Биробиджанского народного театра4

В 1972 году во Дворце культуры создана театральная студия, которая из лучших участников художественной самодеятельности города готовила артистов для театра. Учащиеся студии, освоившие основы сценического искусства, получившие определенные навыки, должны были «вливаться» в основной состав любителей сцены и решать сложные творческие задачи. Учебный план студии был рассчитан на год. Общее количество часов, предусмотренных на преподавание специальных дисциплин: мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, грим, история советского театра, составляло 260 часов. Театральная студия занималась и подготовкой актеров для еврейского народного театра, который также располагался в здании Дворца культуры5

 От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра 

Работа по подбору кадров велась постоянно. Со студентами учебных заведений города проводились беседы о театре и его истории, практические и теоретические занятия с постановкой речевого аппарата, дыхания, дикции, четкости произношения, правильной литературной речи. 

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В сентябре 1979 г., после проведения работы по отбору новых актеров, из сорока двух кандидатур, пожелавших принять участие в работе театра, после тщательной проверки было оставлено всего двадцать пять человек.

«…В списочный состав вошли два инженера-техника, двое служащих, киномеханик, пять рабочих различных производств, пятнадцать учащихся старших классов средних школ и профессионально-технических училищ. Возрастной состав театра - от 17 до 28 лет…»6

 

Актеры Биробиджанского народного русского театра.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

 

В 1979 году русский народный театр представил зрителям переработанную одноактную комедию Чехова А. П. «Медведь». Спектакли прошли во Дворце культуры, клубах мясокомбината, железнодорожном, 13 км, селах Биробиджанского района Валдгейм, Пронькино7

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Одновременно шла работа над спектаклем «На главном направлении» (Гансовский С.). В готовящемся спектакле было занято вместе с дублерами восемь актеров. Продолжалась и работа над спектаклем «Клятва молодогвардейцев», в котором было задействовано десять актеров в т. ч. и дублеры8

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

За годы работы театром были поставлены содержательные и массовые спектакли: «История с метранпажем» (Вампилов А. В.), «Отважное сердце» (Эвальд И.), «Солнечное сплетение» (Зак А., Кузнецов И.), «Бронепоезд -14-69», «Твои 16» и «Девочка» (Иванов В.), «Свои люди — сочтемся» (Ян Т.).

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

 

Биробиджанский народный еврейский театр.

 

Основателем Биробиджанского народного еврейского театра по праву можно считать Михаила Абрамовича Бенгельсдорфа, который вместе с большим любителем еврейской музыки Абрамом Анисимовичем Гершковым решил создать народный драматический коллектив.

Михаил Абрамович Бенгельсдорф - один из немногих актеров, кто после закрытия в 1949 году государственного еврейского театра им. Л. М. Кагановича не уехал на работу в другие театры страны. До работы в театре его знали как отличного закройщика мужской одежды. Оставаясь хорошим специалистом, Михаил Абрамович устроился работать на Биробиджанскую швейную фабрику, однако в душе его не утихала тоска по творчеству и сцене.

[Михаил Абрамович Бенгельсдорф — первый режиссер еврейского народного театра. 1970 год. ГАЕАО. Ф. Р-505. Оп. 1. Д. 2583.]

Работа нового театра началась в 1965 году маленьким коллективом — драмкружком, который насчитывал восемь человек, и оркестром в составе семи музыкантов. Руководителем коллектива с самого начала основания являлся Семен Наумович Гроссман. Спектакль «Мазалтов» («Поздравляем») по пьесе Шолом-Алейхема стал первым спектаклем нового театрального коллектива. Первые актеры - супруги Эпштейн, Лискович Н. Ш., Шувал Э. М., Каневский И. А., Мазо Б. П., Ройтман И. Ш., Мелешко Э. М.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

 С первых дней своего существования главным жанром для себя театр избрал сатиру и юмор, а в стилевом отношении — продолжил традиции еврейской сцены9

«…Некоторые актеры совсем не знали еврейского языка, но очень хотели выступать в театре и им в освоении языка помогали все актеры, владевшие еврейским языком…»10

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Официально еврейский народный театр был открыт с 1 мая 1967 г. при Дворце культуры г. Биробиджана на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 9 марта 1967 г. № 153. В штат театра включили режиссера второй категории, заведующего постановочной частью11

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В 1968 году коллектив театра состоял из сорока пяти человек вместе с музыкантами и танцорами. На краевом смотре народных театров в г. Хабаровске режиссеру Бенгельсдорфу М. А. и театру присвоили звания лауреатов Всероссийского смотра народных театров, и театр наградили диплом первой степени. В этот же году коллектив театра стал работать над пьесой М. Казакевича «Молоко и мед», премьеру спектакля запланировали к 20 мая12

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В течение нескольких лет театром были поставлены спектакли по пьесам Шолом-Алейхема «Доктор», «200 тысяч», «Люди», «Два чудака».

После смерти Бенгельсдорфа М. А в г. Биробиджан вернулись с Сахалина супруги Михаил Ефимович Шейн и Берта Львовна Шильман, бывшие артисты ГОСЕТа, работавшие в нем с первого и до последнего дня. С 1971 года и почти двадцать лет спустя Берта Львовна, в прошлом ведущая актриса еврейского профессионального театра, руководила еврейским народным театром. Под ее руководством были поставлены спектакли «Два подростка» и «Колдунья» (Гольфаден А.), «Чудес не бывает» (Миллер Б.), «Нашествие» (Леонов Л.), «Красный галстук» (Михалков С.), «Стемпеню» (Шолом-Алейхем)13

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Спектакль «Стемпеню» был тепло принят зрителями г. Биробиджана, а московская комиссия дала спектаклю высокую оценку. Театр был награжден большой золотой медалью с присвоением звания Лауреата Всесоюзного фестиваля14

 От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Актерами еврейского народного театра на русском языке был поставлен спектакль «Андро и Сандро» (Хугаев Г.).

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Коллективами еврейского и русского народных театров организовывались творческие встречи со зрителями, молодежью, выступления во Дворце культуры, парке культуры и отдыха, общежитиях города и воинских частях. Актеры двух театров успешно сочетали работу на производстве с участием в творческих коллективах. Среди них: Рисс О, Циперман И., Конник Э., Лискович Н., Ройтман И., Киреева Л., Берлевская А., Капитонова Н., Киселев А.; руководители — общественники танцевальной и оркестровой групп еврейского театра: Чернис, Гроссман, Шматко и другие15

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Сведений о дальнейшей судьбе еврейского и русского народных театров в просмотренных документах архива не обнаружено. Выявление информации о театрах продолжается…

 

Камерный музыкальный еврейский театр.

 

Совет Министров РСФСР, рассмотрев предложение крайкома КПСС, Хабаровского крайисполкома и Министерства культуры РСФСР, в июле 1977 г. принял решение об организации в г. Биробиджане ЕАО камерного еврейского музыкального театра.

Однако, из-за отсутствия в Биробиджане необходимых творческих и технических кадров, отсутствия стационарного помещения для работы, неготовности города к обеспечению работников театра жилой площадью и ряда других причин, организационная работа по созданию театра с согласия областных и краевых организаций была развернута в г. Москве. В подготовительный период была сформирована труппа театра из ста двенадцати человек, из которых сто были прописаны в г. Москве, остальные двенадцать приехали из других городов страны. Из г. Биробиджана в театре не было ни одного человека. Таким образом, с начала своего существования театр дислоцировался в г. Москве в здании бывшего кинотеатра «Таганский»16

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра 

Нецелесообразность размещения театра в г. Биробиджане диктовалась следующими обстоятельствами:

по данным театральной статистики музыкальный театр мог нормально функционировать в городах с населением от 300 тыс. человек, население Биробиджана составляло 80 тыс. человек, из них лиц еврейской национальности — 10 тыс. человек;

социологические исследования по проблеме «город—театр—зритель» утверждали, что лишь 75 процентов взрослого населения города являлись зрителями театров. Таким образом, количество зрителей в г. Биробиджане могло составить лишь 5 600 человек, в т. ч. лиц еврейской национальности —700 человек. Данный зрительский контингент мог обеспечить театру показ не более 7, 8 спектаклей в год. Следовательно, остальное время театр должен был работать на гастролях;

отдаленность г. Биробиджана от театральных, литературных, музыкальных, художественных центров страны создавало серьезные трудности в создании полноценного оригинального современного репертуара, не давало возможности привлечения в творческий коллектив нужных актеров17

Камерный еврейский музыкальный театр являлся гастрольным и ежегодно, после премьеры спектаклей в г. Биробиджане, гастролировал по стране.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Открытие камерного музыкального еврейского театра состоялось 10 ноября 1978 г. постановкой пьесы Шерлинга Ю. Б. «Черная уздечка белой кобылице».

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Опера-мистерия была принята Государственной комиссией под председательством заместителя министра культуры РСФСР Флярковского. Члены комиссии отметили положительные стороны спектакля, большую работу коллектива театра и главного режиссера Шерлинга Ю. Б. по его созданию, энтузиазм актеров и их способность решать более сложные творческие задачи.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В период с 10 по 21 ноября 1978 г. театр поставил в г. Биробиджане семь спектаклей, на которых присутствовали более 7 тыс. человек. Спектакли прошли при полном зале, зрители тепло встречали актеров и высоко оценили их сценическое мастерство18

С самого начала своей деятельности театр работал в сложных условиях. Не имея элементарных условий профессионального труда, театр испытывал проблемы с актерским составом. Имущество театра находилось в «бедственном» состоянии из-за нехватки складских помещений19

При отсутствии фондов и художественно-производственных мастерских театр вынужден был размещать заказы на изготовление костюмов, окраску материалов, пошив обуви, изготовление декораций в театральных мастерских г. Ленинграда, комбинатах и фабриках городов Горького и Вильнюса. Сложности возникали и при записях фонограмм к новым спектаклям. Все вопросы решались с огромным трудом. Так, в 1979 году, только после многократных обращений в Министерство культуры РСФСР началась работа над записью фонограммы музыки композитора Михаила Глуза к спектаклю «Ломир алэ инэйнэм» оркестром Гостелерадио под управлением Шостаковича М. Д.

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Не смотря на все трудности, в 1979 году театр успешно провел гастроли в городах Белоруссии, Прибалтики, Урала, Дальнего Востока. Были восстановлены сцены из спектакля «Стемпеню», пьеса Хугаева Г. «Андро и Сандро», спектакль «Тевье—молочник», поставленный к 120-летию Шолом-Алейхем и с которым театр выезжал на краевой смотр в г. Хабаровск. В августе 1979 г. театр участвовал в культурном обслуживании XIV конгресса океанологов. Театром был подготовлен рекламный материал на трех языках: еврейском, английском и русском. В г. Хабаровске государственной комиссией был принят новый спектакль — театрализованное представление «Ломир алэ инэйнэм», премьера которого состоялась в г. Биробиджане и была высоко оценена местной прессой. В сентябре театр выехал на гастроли в г. Челябинск, где показал девять спектаклей. 

Репертуар театра постоянно расширялся. В 1979 году актеры театра работали над постановками: мюзикл — «Скрипач на крыше» (Бок Д.), опера-сказка для взрослых — «Хеломские мудрецы» и опера-оратория — балет — «Баркохба» (Сапгир Г.). В театре велась большая работа по вводу вторых исполнителей на сольные партии, проводились индивидуальные занятия по совершенствованию мастерства молодых исполнителей. С американской фирмой «Даймс групп корпорейшн» был заключен контракт на поставку звукоакустического оборудования. В целях активной пропаганды еврейской национальной культуры среди населения СССР и за рубежом, по указанию председателя Гостелерадио, снят видеофильм первого спектакля театра «Черная уздечка белой кобылице». Запись произведена в г. Вильнюсе. По предложению театра Министерство культуры РСФСР рассматривало вопрос об открытии в 1980 году в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского А. В. специального курса для последующего целевого направления выпускников в труппу камерного еврейского музыкального театра20 

1980 год по - прежнему оставался сложным в жизни камерного еврейского музыкального театра: неоднократно органы санитарной инспекции закрывали здание репетиционной базы, прерывая тем самым репетиционный процесс, большие трудности переживал театр в своей гастрольной деятельности. Не будучи включенным в гастрольный план на 1980 год, театр был вынужден заниматься организацией своих гастролей, это приводило к большим затратам труда и времени. Однако, несмотря на все сложности, театр провел сорок девять спектаклей в городах нашей страны. В марте 1980 г. театр отправился на гастроли в г. Ригу, где был показан новый спектакль «Ломир алэ инэйнэм». Зрители и пресса высоко оценили эту работу.

Театр получил приглашение для участия в культурной программе «Олимпиада-80», и 1 августа 1980 г. в пресс-центре олимпиады театр показал спектакль «Ломир алэ инэйнэм».

В 1980 году в журнале «Театральная жизнь» № 5 была напечатана статья, посвященная опере-мистерии «Черная уздечка белой кобылице», в которой отмечался высокий профессиональный уровень театра. Конец года ознаменовался для театра большим успехом, с которым прошли гастроли в г. Москве - в государственном театре эстрады и в Доме культурных организаций олимпиады. Спектакли театра посетило почти 8 000 москвичей. В этом же году завершился постановочный период в работе над новым балетом композитора Шерлинга Ю. на либретто Маркуса П. «Возращение»21

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

В 1983 году театром было направлено письмо в управление музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР с просьбой, «принять на государственный заказ» для камерного еврейского музыкального театра либретто пьесы-оратории Таска С. и Шведовой О. «Выше жизни и выше смерти», посвященной 40-летию Победы над фашисткой Германией22

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра 

К 50-летию Еврейской автономной области театр подготовил оперу о жизни первых переселенцев, героях Великой Отечественной войны, о буднях Биробиджана23

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Из творческой характеристики на коллектив камерного музыкального еврейского театра, составленной 15 февраля 1985 года: «Камерный музыкальный еврейский театр г. Биробиджана был создан в 1977 году. За минувшие семь лет театр побывал во многих городах страны, выезжал на гастроли в ГДР. Показал более 400 спектаклей, около 1,5 миллионов зрителей познакомились с творчеством молодого национального коллектива. За годы своего существования театр, поставивший себе задачу поиска ярких форм музыкального театра, создал ряд спектаклей не схожих по жанру. В репертуаре театра опера-мистерия о жизни дореволюционного местечка «Черная уздечка белой кобылице», современный философский балет — «Последняя роль», музыкальная антология еврейского фольклора «Давайте все вместе», опера по мотивам американского мюзикла «Скрипач на крыше», спектакль на современную тему «Золотая свадьба», который был приурочен к полувековому юбилею ЕАО. Яркими эпизодами жизни театра стали творческие встречи с тружениками сельского хозяйства области, ветеранами партии и труда Подмосковья, воинами Калининграда, нефтяниками Каспия, рабочими заводов и фабрик Краснодарского края. За активную шефскую работу и пропаганду многонациональной музыкальной культуры театр неоднократно награждался грамотами областного управления культуры и ряда других областей и городов. За проведение гастролей в Армянской СССР театр был удостоен Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета Армянской ССР. Ряд своих спектаклей театр адресует молодежному зрителю. Готовится к постановке первый детский спектакль «Хеломские мудрецы», идут репетиции балета «Касриловка» на темы Шолом-Алейхема в постановке известного балетмейстера Эйфмана Б.»24

Актеры спектакля «Ломир алэ инэйнэм» («Давайте все вместе).

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театраОт появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

 

С 1977 по 1986 год театр осуществил постановку всего десяти спектаклей. Такое положение дел являлось результатом привлечения к работе лишь узкого, ограниченного круга драматургов, композиторов, квалифицированных режиссеров. «Авторами спектаклей «Черная уздечка белой кобылице», «Мы родом из детства», «Тевье из Анатевки», «Давайте все вместе», «Золотая свадьба», «Последняя роль» были Шерлинг Ю. и Глуз М.; авторами «Тум балалайка» - Хайт А., Глуз М.; Левицкий О., Глуз М. — «Танго жизни»25 Ограничение еврейского театра лишь авторами еврейской национальности было ошибочным. Кроме этого, не имея полноценного репертуара, включающего в себя оперы, мюзиклы, музыкальные комедии, водевили, балетные спектакли, театр стал быстро превращаться в эстрадный ансамбль»26

На 1986 год в театре по штату числилось сто двенадцать человек, из них двенадцать работали на договорной основе, шесть по совместительству. Творческий состав театра по штату насчитывал сорок восемь человек, фактически на 1 июля работало сорок шесть человек. С высшим специальным образованием пятнадцать, средним специальным двадцать шесть человек. Спектакли показывались «неравномерно», одни больше другие меньше. Так, за первое полугодие 1986 года прокат спектаклей характеризовался следующими данными: «Давайте все вместе» показан 27 раз, «Тум балалайка» — 21, «Тевье из Анатевки» — 2, «Выше жизни» — 3, «Хеломские мудрецы» — 4, т. е. по существу театр показывал два спектакля («Давайте все вместе» и «Тум балалайка»)27 В связи со сложившимися обстоятельствами определили проект репертуарного плана до 1989 года включительно. В нем наметили к постановке «Закат» Бабеля И., «Уриэль Акоста» Гуцкова К., «Заколдованный портной» Шолом-Алейхема, «Повесть о рыжем Мотеле» Уткина И. и др.28

В 1986 году гастроли театра проходили в Союзных республиках — Грузии, Армении, Молдавии, Узбекистане, народной республике Болгария, в городах Москве, Комсомольске-на-Амуре.

В 1987 году из десяти, выпущенных театром спектаклей, в репертуар включено всего шесть, из них активно ставятся всего три: «Давайте все вместе», «Тум –Балалайка» и «Танго жизни»29 Для улучшения работы, связанной с гастрольной деятельностью театра, был решен вопрос с Министерством культуры РСФСР о введении в штатное расписание театра должности заместителя директора театра по гастролям и работе со зрителем30

По плану новых постановок в 1988 году «выпущено» два спектакля — «Шолом-Шагал» (Глуза М., Левицкого О.) и капитально возобновленный «Тум Балалайка» — для поездки за границу31 

С 1 апреля 1989 г. театр, одним из первых в Дальневосточном регионе, перешел на новые условия хозяйствования, в связи с чем «изменились траты театра, состав артистов, определилась новая система планировании, образовались новые формы стимулирования»32

В августе 1989 г. дирекция театра обратилась в облисполком ЕАО с просьбой выделить деньги на ремонтные работы в помещении репетиционной базы по адресу: г. Москва, площадь Таганская, д. 12. Мотивировали тем, что гастрольная деятельность активизировалась за рубежом, и установились прочные контакты с различными организациями, занимающимися вопросами еврейской культуры, а потому проведение ремонта позволило бы на более высоком уровне проводить встречи с советскими и зарубежными деятелями еврейской культуры33

В последующем, преодолевая трудности, театр представил зрителям еще немало интересных спектаклей не только в России, но и за рубежом.

В 1993- 1994 гг. из-за острого дефицита бюджетных средств прекратились гастроли театра по стране, два года театр не имел возможности приехать в г. Биробиджан. За 1994 год театром показано всего 146 спектаклей. Убытки театра составили более 140 млн. рублей. В связи с отсутствием средств в бюджете области на финансирование театра Законодательное собрание области приняло решение ликвидировать театр и вышло с предложением в Министерство культуры РФ о возможности передачи театра городу Москве или в непосредственное подчинение Министерству культуры34

От появления Биробиджанского народного русского театра до создания камерного музыкального еврейского театра

Сведений о переименовании Камерного музыкального еврейского театра в Государственный Еврейской музыкальный театр в просмотренных документах архива не обнаружено.

 




1 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 41. Л. 31, 32.

2 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 41. Л.47.

3 ГАЕАО. Ф. Р-334. Оп. 1. Д. 5. Л. 4.

4 ГАЕАО. Ф. Р-334. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.

5 ГАЕАО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Д. 37а. Л.7.

6 ГАЕАО. Ф.Р-334. Оп. 1.Д. 89. Л. 2, 3.

7 ГАЕАО. Ф. Р-334. Оп. 1. Д. 89. Л. 4.

8 ГАЕАО. Ф.Р-334. Оп. 1. Д. 89. Л. 2, 3.

9 ГАЕАО. НСБ. Театральный Биробиджан историко-документальный очерк. Кудиш Е.— Биробиджан,1996. — С. 37, 38, 40. — Ин. № 1715.

10 ГАЕАО. Ф.Р-425. Оп. 2.Д. 9. Л.1,2

11 ГАЕАО. Ф. Р-334. Оп. 1.Д. 5. Л. 1.

12 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1.Д. 173.Л.1.

13 ГАЕАО.Ф. Р-425. Оп. 2. Д. 8. Л. 1.

14 ГАЕАО. Ф. Р-425. Оп. 2.Д. 9. Л.1, 2.

15 ГАЕАО. Ф. Р-334. Оп. 1.Д. 59. Л. 4.

16 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 23; Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 19.

17 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 24

18 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1928. Л. 32

19 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1.Д. 314. Л. 29,30.

20 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1.Д. 314. Л. 35,36.

21 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 330. Л. 30.

22 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. ЛД. 401. Л. 81.

23 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. ЛД. 401. Л. 108.

24 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 401. Л. 46, 47.

25 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 26.

26 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 27

27 ГАЕАО.Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 28.

28 ГАЕАО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 27.

29 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 455. Л. 31.

30 ГАЕАО.Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2702. Л. 20.

31 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 455. Л. 28.

32 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 462. Л. 25.

33 ГАЕАО. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 462. Л. 25; Д. 455. Л. 1.

34 ГАЕАО. Ф. Р-512. Оп. 2. Д. 18. Л. 45.

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru