ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Публикации » «Мы строили наш дом – Биробиджан»

«Мы строили наш дом – Биробиджан»

Автор: Foxpro от 18-06-2012, 05:30

В государственном архиве Еврейской автономной области хранятся документы, в которых содержится информация о строительстве города Биробиджана. Это документы о планировке, топографировании, а также воспоминания первых переселенцев о строительстве города.
История Биробиджана началась с образования маленькой станции Тихонькой в 1912 году при сооружении железнодорожного пути от Читы до Владивостока. Станция Тихонькая стала местом, откуда переселенцы направлялись вглубь района для освоения новой территории.
Интересны воспоминания переселенцев, некоторые из которых были записаны в 1935 году еврейским писателем Григорием Добиным.
Один из переселенцев описывает свое первое знакомство со станцией Тихонькой так: «...пара домиков налево в сторону Валдгейма, пара - на Раздольное, пара - напротив вокзала, рядом с переселенческим пунктом - барак и коричневое здание, дальше - избушка, где сейчас располагается контора заготзерна, направо, через улицу, пекарня, двухэтажный дом облисполкома, почта напротив, где сейчас союз механиков. Еще пара домов, где жили и работали товарищи Финкельштейн и Бейнфест. А на месте кухни ИТР был китайский магазин, да пара сараюшек, на том месте, где сейчас контора автотранспорта - еще дом» 1.
Живэлик Этл Шайэс вспоминает: «Прибыли мы на Тихонькую 4 июня рано утром. Был хмурый день. Начал сильно лить дождь. Стали смотреть вокруг - маленькая станция. Города еще нет. Несколько разбросанных домишек» 2.
Из воспоминаний переселенца Кирилла Макаровича Молочного о его прибытии на Тихонькую в 1929 году: «...поезд остановился на глухой станции. Небольшой домик - это вокзал. Деревянный поселок раскинулся вдоль железнодорожного полотна. Одна улица. Рядом с привокзальной площадью теснятся бараки переселенческого управления. Здесь же и его штаб. Чуть дальше, на поляне, построен шпалоблочный одноэтажный невысокий дом, где размещалось добровольное общество ОЗЕТ (по землеустройству трудящихся евреев)» 3.
В 1931 году селение Тихонькая (с железнодорожной станцией того же имени) отнесена к категории рабочих поселков с присвоением селению наименования «Биробиджан», а в 1937 году рабочий поселок Биробиджан преобразован в город 4.
С конца 30-х годов ХХ века в городе начинается строительный бум. Быстрыми темпами строятся жилые массивы и промышленные комплексы. Первыми промышленными предприятиями города Биробиджана стали городская электростанция, кирпичный завод № 1, кирпичный завод артели «Кирпичики», лесозавод, мебельная фабрика имени Димитрова, мебельная фабрика «Деталь», швейная фабрика и пекарня 5.
В 1933 году при Биробиджанской стройконторе были образованы ремонтно-механические мастерские, позднее переименованные в Биробиджанский ремонтно-механический завод 6.
На основании постановления президиума Далькрайисполкома от 7 октября 1935 г. № 1307 было начато строительство Биробиджанского обозного завода, вступившего в эксплуатацию в 1938 году.
Строительство жилых массивов началось с улицы Ленина. Данный район стал первым обустроенным кварталом в городе. Строительство домов проходило по намеченному плану. Новые дома строились из дерева с резной облицовкой фасадов.
В 1936 году строятся два деревянных двухэтажных 16-ти квартирных дома, один кирпичный 32-х квартирный дом 8.
К 31 декабря 1936 года в городе было построено две каменных школьных десятилетки, общежитие для приезжих школьников, железнодорожный вокзал, открыт еврейский государственный театр, два техникума, начинает строиться педагогическое училище.
В 1937 году построены новый детский сад, ясли, молочная кухня, родильный дом 9, построено много жилых деревянных домов, большей частью двухэтажных, несколько каменных зданий: областная больница, звуковое кино, школа-десятилетка, областная типография 10.
К этому времени в городе Биробиджане имелось 12 улиц, часть из них была замощена, тротуары асфальтированы 11.
15 декабря 1938 года принято постановление организационного комитета Президиума Верховного Совета РСФСР № 204 об «Утверждении проекта и смет по строительству Партизанской улицы в городе Биробиджане» 12.
В соответствии с решением распорядительного совещания СНК РСФСР от 4 декабря 1939 года по вопросу планировки города Биробиджана было принято совместное постановление бюро обкома ВКП(б) и облисполкома от 13 августа 1940 года «О проекте планировки города Биробиджана», в котором отмечалось: «...предусмотреть территориальное развитие города на обоих берегах реки Биры: на левом берегу между ДВЖД магистралью, рекой Бирой, Ленинской железнодорожной веткой и сопкой Раздольное, на правом берегу - между долиной Августовского ключа, Ленинской железнодорожной веткой, сопкой Тихонькая и крутыми сопками на 8-м и 9-м километре Бирофельдского тракта...
...Жилое, общественное и культурно-бытовое строительство разместить на территории существующего города с его реконструкцией и создания нового района городской застройки на правом берегу реки Биры...» 13.
Строительство города положило начало новой ветви в истории развития Биробиджана.

 

Александр Николаевич Александров

ведущий архивист ОГКУ «Госархив ЕАО»

 

  

__________________________________________________________

1ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 18. Л. 35.
2ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 18. Л. 25.
3ГАЕАО. Ф. Р-206. Оп. 1. Д. 206. Л. 5.
4ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 49. Л. 51.
5ГАЕАО. Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 5. Л. 4.
6ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 158. Л. 75.
7ГАЕАО. Ф. Р-198. Оп. 1. Д. 1. Л. 31.
8ГАЕАО. Ф. Р-101. оп. 1. Д. 28. Л. 4.
9ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 48. Л. 2.
10ГАЕАО. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 383. Л. 29.
11ГАЕАО. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 383. Л. 30.
12ГАЕАО. Ф. Р-75. Постановления президиума Далькрайисполкома. - 1938 г. - № 54. - С. 125.
13ГАЕАО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 183. Л. 13.

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru