ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Конференции и семинары » VI Международная научная конференция «Современные проблемы регионального развития»

VI Международная научная конференция «Современные проблемы регионального развития»

Автор: Foxpro от 25-10-2016, 08:02

Становление национальной культуры в Еврейской автономной области в 1920–1930-е годы (по документам государственного архива ЕАО)

 

История создания Еврейской автономной области начинается с принятия постановления Президиума ЦИК Союза ССР от 28 марта 1928 г. о выделении в районе рек Биры и Биджана в составе Дальневосточного края территории для земельного устройства «трудящихся евреев». На данной территории был создан переселенческий район, который 20 августа 1930 г. постановлением ВЦИК был административно устроен под названием Биро-биджанский район с центром в селении Тихонькая.

Наряду с решением сложнейших проблем по освоению природных богатств, созданию различных отраслей экономики происходило и становление культуры.

В отчете о деятельности комитета по земельному устройству трудящихся евреев при Президиуме Совета национальностей ЦИК Союза ССР (Комзет) от 17 февраля 1928 г. читаем: «Вопрос о культурно-социальном обслуживании переселенцев приобретает особое значение в условиях еврейского переселения, где контингенты его формируются по преимуществу из выходцев городов и местечек, более требовательных в указанном отношении»[1].

С момента переселения культурным обслуживанием переселенцев занимался сектор кадров и культурного строительства Биробиджанского представительства Центрального правления ОЗЕТа[2]. На местах вводился институт культуполномоченных представительства ЦП ОЗЕТа.

Культуполномоченные руководили всей работой на местах (школы, хаты-читальни, детские сады и др.). В интересах единства руководства культуполномоченный возглавлял культкомиссию сельсовета (колхоза или рабочкома) и заведовал клубом[3].

Центрами культурного обслуживания прибывающих переселенцев были красные уголки и агитпункты, которые были «оборудованы достаточным количеством художественной и агитационной литературы на еврейском и русском языках, журналами, газетами, играми. При агитпунктах работало справочное бюро. По вечерам устраивались лекции, беседы, читки книг, велась кружковая работа. По мере возможности переселенцы обслуживались киносеансами»[4].

Красные уголки, агитпункты, избы-читальни, клубы, библиотеки, детские площадки, кинопередвижки, школы содержались за счет ассигнований Бирско-Биджанского переселенческого отряда.

Нередко под эти учреждения приспосабливались старые бесхозные дома и даже церкви. Так, на заседании президиума Михайло-Семеновского райисполкома от 15 августа 1929 г. рассматривалась информация о передаче Надеждинского церковного здания в ведение с/совета. «Постановили: принимая во внимание то, что здания культа составляют собственность государства и могут быть переданы исключительно для культурных нужд села, акт о передаче церковного здания и инвентаря Надеждинскому с/совету утвердить. Предложить с/совету приступить к переоборудованию здания под избу-читальню»[5].

Культурная жизнь в Биробиджанском районе в эти годы приобретала другую национальную окраску. В 1929 г. были созданы первые еврейские национальные школы, наряду с которыми действовали и русские школы.

В документах архива, в «Описании обследования железнодорожной полосы Бирско-Биджанского района» за 1928–1929 гг. отмечается, что в это время в полосе обследования насчитывалось 26 школ первой ступени, 3 школы второй ступени (Ин, Бира, Облучье). В селениях Нижне-Спасское, Красный Восток, Пронькина протока, Некипелово, Катон школы отсутствовали. Национальные школы: 2 корейских, 1 туземная, 1 еврейская[6].

В 1931/32 уч. году на территории будущей области работали 68 школ, к началу 1937/38 уч. года – 120 школ, которые охватывали 15 673 ученика[7].

Наряду с общей школьной сетью росло количество школ и классов, где преподавание велось на еврейском языке. Так в 1932/33 уч. году было 22 еврейских класса с 250 учащимися[8], в 1934/35 уч. году в 52 еврейских классах обучались 950 детей, в 1936/37 уч. году уже было 11 еврейских, 11 еврейско-русских школ, 110 классов с общим количеством обучающихся – 1430, в 1938/39 уч. году – 12 еврейских, 13 еврейско-русских школ, 130 классов с общим числом обучающихся – 1 813[9].

Общим положением для всех школ было отсутствие приспособленных школьных помещений, нехватка учебных и методических пособий, недостаточная квалификация учителей и т. д.

Особое внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Обучение шло в школах ликбеза, работала вечерняя школа для молодежи с русскими и еврейскими классами[10]. В 1937 г. был утвержден областной план завершения неграмотности.

Для подготовки учительских кадров в 1932 г. в раб. пос. Биробиджан был открыт педтехникум с еврейским и русским отделениями, первый выпуск которого состоялся в 1935 году.

Таким образом, в первые годы существования области были достигнуты заметные результаты в развитии национального образования.

В 1930-е гг. закладываются основы библиотечного дела. Из изб-читален, библиотек-передвижек образуются стационарные библиотеки с обслуживанием читателей не только на русском, но и еврейском языках.

На заседании объединенной временной клубной комиссии 9 января 1930 г. отмечалось, что « … в Александровку на днях уже переведена из Бирофельда и приводится в порядок находящаяся там в консервированном состоянии еврейская библиотека (около 500 названий). На ст. Тихонькой функционирует профсоюзная библиотека (около 1 100 названий), обслуживающая и лесозаготовительные участки. При объединенном клубе создается маленькая еврейско-русская библиотечка. В Валдгейм отправлена библиотечка, состоящая из 50 названий»[11].

При создании библиотек учитывался национальный состав населенных пунктов. В 1931 г. на заседании бюро Биробиджанского райкома ВКП(б) рассматривался вопрос «Об организации библиотечной сети в колхозах». Предлагалось «1. Организовать при кустпарткомах шесть опорных библиотек. 2. Установить для опорных библиотек следующие направления: Амурзет – колхозная библиотека, 50 % – еврейских, 10 % – корейских, 40 % – русских книг; Михайло-Семеновское – библиотека на русском языке (обслуживает Усть-Сунгарийскую МТС); Благословенное – совхозно-колхозная библиотека, 30 % – еврейских, 30 % – корейских, 40 % – русских книг; Волочаевка – совхозно-колхозная библиотека, 40 % – еврейских, 60 % – русских книг; Тихонькая – промыслово-колхозная библиотека, 40 % – еврейских, 10 % – корейских, 50 % – русских книг; Надеждинское – колхозно-совхозная, 30 % – еврейских, 70 % – русских книг»[12].

Библиотеки активно вели культурно-просветительную работу. Помимо налаживания библиотечного дела в области, они являлись постоянными организаторами лекций, бесед, докладов.

С 1930 г. стала издаваться районная газета «Биробиджанская звезда» на русском и еврейском языках, с 1931 г. утвержден выпуск отдельных газет: «Биробиджанская звезда» на русском и «Биробиджанер штерн» на еврейском языках.

На страницах газет освещалась работа предприятий области, жизнь в колхозах, рассказывалось о передовом опыте рабочих и колхозников, печатались литературные произведения поэтов и писателей, приехавших строить новую жизнь. Среди них Эммануил Казакевич, Бузи Олевский, Арон Кушнаров и другие.

Большое значение придавалось росту писательских кадров. Так, 29 ноября 1931 г. на заседании бюро Биробиджанского РК ВКП(б) было решено организовать группу пролетарских писателей и в газете «Биробиджанер штерн» выделить страничку для печатания их произведений[13].

В 1935 г. бюро обкома ВКП(б), учитывая «наличие в Биробиджане группы молодых даровитых писателей, организованных в кружки и ведущих значительную литературно-творческую работу», выделило помещение для работы кружка писателей; редакции «Биробиджанер штерн» предложено участить выпуск литературной странички до четырех раз в месяц[14].

13 октября 1935 г. бюро обкома ВКП(б) обсудило вопрос «Об издании общественно-политического и литературно-художественного журнала на еврейском языке», утвердило название журнала – «Форпост». Размер отдельного номера был установлен в шесть печатных листов, тираж – тысяча экземпляров[15]. Журнал освещал проблемы развития области, привлекал к сотрудничеству талантливых поэтов и писателей. Среди них Л. Вассерман, Б. Миллер, С. Боржес, И. Бронфман, А. Гофштейн, литературный критик С. Клитеник.

В период становления области во все сферы жизни стал проникать еврейский язык. На идише создавались новые произведения, проводились литературные вечера, выходила литературная периодика.

Предпринимались определенные попытки перевести на еврейский язык делопроизводство предприятий и учреждений.

Все приказы и распоряжения, объявления, вывески, плакаты, бланки и печати выпускались на двух языках – еврейском и русском, а в селениях с компактно проживающим корейским населением – на трех языках[16].

Для подготовки национальных кадров были организованы курсы еврейского языка, установлен подробный календарный и почасовой план радиовещания на еврейском, русском и корейском языках, организовано консультативное бюро для разрешения вопросов, возникающих в связи с переводом на еврейский язык делопроизводства[17].

В 1936 г., учитывая национальный состав переселенцев, предлагалось изменить названия отдельных населенных пунктов (с. Александровка Биробиджанского района – в с. Фрайланд; с. Некипелово Биробиджанского района – в с. Найфельд; с. Городьба Блюхеровского района – в с. Геймланд; с. Самара Сталинского района в с. Юнгдорф)[18].

Важным событием было создание в 1933 г. Государственного еврейского театра (ГОСЕТа)[19], ставшего центром культурной жизни области.

Госет вырос из недр театрального училища при Московском ГОСЕТе и пополнился рядом зрелых мастеров и актеров, среди которых М.Е. Желковер, С.Л. Фридман, Я.В. Абрамович, Ф.Л. Аронес, М.И. Фридман. Театр сумел осуществить такие постановки, как «Пир» Переца Маркиша и «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, «Огни маяка» Карасева, «Простая девушка Шкваркина, «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, «Молоко и мед» Э. Казакевича и другие[20].

Немалую роль в создании национальной культуры сыграла научная комиссия по изучению производительных сил и культуры ЕАО, созданная при облисполкоме 13 мая 1935 года[21] (с 1937 г. – комиссия по изучению еврейской культуры). При комиссии работали секции по изучению еврейской культуры и языка; изучению еврейской истории; секция краеведения. Планировалось организовать краеведческий музей, исторический архив и научную библиотеку[22].

Научная комиссия формировала и координировала важные направления социально-культурной жизни области, отслеживала развитие науки и техники, собирала материалы, имеющие отношение к естественным богатствам области.

Количество культучреждений в области росло. К 1938 г. было библиотек – 26, изб-читален и клубов – 54, Домов культуры – 4[23], открыта детская музыкальная школа[24], при музыкальной школе организована балетная школа под руководством талантливого преподавателя, энтузиаста своего дела Я. Ицхоки[25]. В с. Блюхерово созданы детская капелла и джаз-оркестр[26].

Документы государственного архива ЕАО позволяют сказать, что вторая половина 1930-х гг. стала пиком развития как еврейской, так и в целом культуры в Еврейской автономной области.

 

 

[1] ГАЕАО. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 5. Л. 20.

[2] Там же. Д. 86. Л. 66.

[3] Там же. Л. 67.

[4] Там же. Л. 64.

[5] Там же. Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 1. Л. 91.

[6] Там же. Ф. Р-138. Оп. 4. Д. 8. Л. 66.

[7] Там же. Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 40. Л. 1.

[8] Там же. Л. 2.

[9] Там же. Л. 15.

[10] Там же. Л. 5.

[11] Там же. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 86. Л. 26.

[12] Там же. Ф. П-6. Оп. 1. Д. 8. Л. 13.

[13] Там же. Л. 144.

[14] Там же. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 76.

[15] Там же. Д. 9. Л. 48.

[16] Там же. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 29. Л. 27.

[17] Там же. Д. 31. Л. 41; Д. 61. Л. 4; Ф. П-1. Оп. 1. Д. 6. Л. 74.

[18] Там же. Ф. Р-145. Оп. 1. Д. 4. Л. 30.

[19] Там же. Ф. Р-75. Оп. 12. Д. 25. Л. 47.

[20] Там же. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1а. Л. 13.

[21] Там же. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 27. Л. 32.

[22] Там же. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 1. Л. 9, 12.

[23] Там же. Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 40. Л. 14.

[24] Там же. Ф. Р-101. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.

[25] Там же. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 104. Л. 40, 42, 63.

[26] Там же. Л. 22, 27, 33.

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru