ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Конференции и семинары » V международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Еврейской автономной области «Современные проблемы регионального развития». г. Биробиджан 9-11 сентября 2014 года

V международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Еврейской автономной области «Современные проблемы регионального развития». г. Биробиджан 9-11 сентября 2014 года

Автор: Foxpro от 23-09-2014, 07:15

Несмотря на, то, что с 1928 года количество еврейских школ и еврейских классов увеличилось, школы по-прежнему работали в две смены, особенно были перегружены городские школы. Еврейские школы испытывали потребность и в квалифицированных кадрах. Документы о развитии учреждений народного образования в области  подтверждают низкую квалификацию педагогического состава школ. На 1931/32 учебный год, только 4 % учителей имели высшее педагогическое образование  и 27 % среднее специальное.

 

Таблица. 5. Состав учителей школ

 

Годы

Кол-во учителей

Партийный состав

%

Образование %

 

 

Членов и кандидатов ВКП (б) %

ВЛКСМ %

Б/партийных

%

Высшее

%

Среднее

%

Средне-

специальное %

Низшее

%

1931/32

214

5

38

37

4

26

27

43

1932/33

278

4,5

37

58,5

9

18

17

56

1933/34

300

4,5

34

61,5

8

20

19

53

1934/35

373

5

28

77

12,5

28

25,5

35

1935/36

450

5,5

31

63,5

16

32

22

30

1935/36

554

4,5

35

60

-

-

-

-

1937/38

485

4,2

33,2

62,5

23

52

2,3

20,7

 

Все больше требовалось учителей со специальным педагогическим образованием и  учительским стажем. С целью удовлетворения потребности в учителях местные власти, во-первых, приглашали переселенцев со специальным педагогическим образованием на работу в область. Так по документам архива, в сведениях о прибывших переселенцах на 1931 год  учителей значится 14 человек, а в ведомости прибывших переселенцев в 1932 году их – 42 человека.   Во-вторых, начали подготовку учителей в области. Так в 1932 году был  открыт Биробиджанский еврейский педагогический техникум (педучилище), готовящий преподавательские кадры.  Несмотря на принятые меры, потребность в педагогических кадрах оставалась. Из «Баланса педагогических кадров в школах области и потребности кадров на 1936/37, 1937/38 учебные годы» видно, что потребность в учителях на 1937/38 учебные годы возросла по сравнению с 1936/37 учебным годом на 73,4 %.

 

Таблица. 6. Сведения об испрашиваемых у Далькрайоно педагогическими кадрами на 36/37 учебный год по ЕАО

 

Тип школы

Русская

Еврейская

Корейская

Прочие

Для начальных школ /1-4/

65

45

10

-

Для НСШ и НШ /5-10/

70

52

10

-

На 37/38 учебный год

Для начальных школ /1-4/

60

60

10

-

Для НСШ и НШ /5-10/

60

72

8

-

 

Еврейские школы нуждались не только в новых помещениях и квалифицированных педагогах, но и в учебных пособиях. Учителя еврейских школ не были обеспечены самым необходимым  для них,  учебными книгами. Отсутствовала  методика преподавания в еврейской школе русского,  еврейского языков и других в силу чего в школах преобладали словесные методы преподавания, что сильно снижало качество работы школ. Еврейские школы области работали без самых необходимых учебников. Не было учебника по русскому, еврейскому языкам, по литературе и др.

На заседании президиума областного исполнительного комитета ЕАО от 5 мая 1939 года рассматривался вопрос «О подготовке учебников для еврейских школ».  И принято следующее решение: «... 1. Просить Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Хабаровскому краю об отпуске из бюджета края 50,0 т. р. для расходов связанных с составлением учебников для еврейских школ области.

2. Обязать Облоно /т. Кантор/ составить авторские  коллективы для подготовки следующих учебников:

а/ Учебники по еврейскому языку для 1-4 классов еврейской школы к 1940/41 учебному году

б/ Учебники по литературному чтению для 5-7 классов еврейских школ к 1939/40 учебному году.

в/  Книгу для чтения 3-4 классов еврейских школ к 1939/40 учебному году

г/ Русско-еврейский словарь для начальной школы к 1939/40 учебному году

д/ Русско-еврейский словарь для средней школы к 1939/40 учебному году.

3. Обязать Облоно для 1939/40 учебного года завести учебники по еврейскому языку с Украины»».

Архивные документы говорят нам, что к 1940/41 учебном году количество еврейских школ и классов значительно уменьшилось. Так по области насчитывалось всего 8 еврейских школ, 52 еврейских класса, в которых обучалось 676  учеников

 

Таблица. 7. Школы, имеющие еврейские классы в 1940/41 учебном году по ЕАО

 

Наименование районов

Начальные школы

Неполные средние школы

Средние школы

Итого по району

 

Число школ

Число классов

Кол-во учащихся

Число школ

Число классов

Кол-во учащихся

Число школ

Число классов

Кол-во учащихся

Число школ

Число классов

Кол-во учащихся

Биробиджанский

-

-

-

2

14

109

1

16

458

3

-

567

Бирский

1

2

8

-

-

-

-

-

-

1

-

8

Смидовичский

-

-

-

1

6

26

-

-

-

1

-

26

Сталинский

1

2

7

1

1

2

1

11

66

4

-

75

Ленинский

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого по области:

2

4

15

4

21

137

2

27

524

8

-

676

 

Проводимая политика партии нанесла неповторимый удар не только по национальной школе, но и по всему национальному образованию Еврейской автономной области в целом. Но это тема другого исследования.

 

 

Назад

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru