ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Конференции и семинары » V международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Еврейской автономной области «Современные проблемы регионального развития». г. Биробиджан 9-11 сентября 2014 года

V международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Еврейской автономной области «Современные проблемы регионального развития». г. Биробиджан 9-11 сентября 2014 года

Автор: Foxpro от 23-09-2014, 07:12

Стокоз Л.Г.

Начальник отдела информации,

 публикации и научного

 использования документов

 ОГКУ «Госархив ЕАО»

 

Еврейские национальные школы на территории Еврейской автономной области.  1928-1940 годы.

 

28 марта 1928 года  согласно постановления Президиума  ЦИК Союза ССР для нужд сплошного заселения трудящимися евреями закреплены свободные земли  в Приамурской полосе Дальневосточного края. ЦИК СССР учитывал, «что при благоприятных результатах сплошного заселения района трудящимися евреями иметь ввиду возможность образования на территории указанного района еврейской национальной административной единицы». 

На выделенной территории предполагалось проживание преимущественно еврейского  населения. Возникала необходимость в создании и развитии еврейской национальной культуры, обслуживании еврейского населения на родном языке и создании национальной еврейской школы.

Нужно отметить, что  на момент заселения на территории будущей области имелась 1 еврейская национальная школа.

Вообще, на данный период времени  насчитывалось школ первой ступени - 26, школ второй ступени содержащихся за счет Уссурийской железной дороги – 3 (Ин, Бира, Облучье).  В селениях Н. Спасское,  Красный Восток, Пронькина протока, Никипелово, Катон школы отсутствовали. Кроме этого на обследуемой территории имелись национальные школы:  2 - корейских, 1- туземная, 1 – еврейская. Данные взяты из «Описания обследования железнодорожной полосы Бирско-Биджанского района» за  1928, 1929 годы.

 Вот что пишет в своих воспоминаниях о переселенческой еврейской начальной школе, открывшейся в сентябре 1929 года Кирилл Макарович Молочный, директор школы: «В центре поселка школа. Это небольшие 2 деревянных домика с тремя классами для занятий. В одной из комнат сельсовет. Школа содержалась за счет местного бюджета, зарплату четырем учителям выплачивал председатель сельсовета, а одна учительница тов. Горелик содержалась за счет переселенческого управления. Учеников заметно прибавилось. Пришлось организовать двухсменные занятия. Из крыльца сделали учительскую, здесь же за книжным шкафом моя кровать – квартира».

Закрепление евреев–переселенцев на новой территории являлось основанной  задачей для представительства Центрального Совета ОЗЕТ в Еврейской автономной, от разрешения которой зависело освоение и развитие района в целом. Для этого необходимо было не только создать хорошие бытовые и жилищные условия, организовать рабочие места, увеличить количество культурных учреждений, обслуживающих переселенцев – евреев, но и  организовать  сеть  учреждений народного образования, которая должна была  охватить всех детей переселенцев и обеспечить их обучение и воспитание. Поэтому народное образование стало одним из  ответственных участков строительства ЕАО.

На начало 1929/30 учебного года были открыты еврейские однокомплектные школы 1 ступени в Валдгейме, Александровке, Амурзете

В еврейской  школе с. Амурзет обучалось 24 человека. Наблюдалось полнейшее отсутствие методической литературы и наглядных пособий. Учительница без педагогического  образования (окончила Рабфак при Одесском ИНО), работающая первый год.

Валдгеймская школа насчитывала 11 учащихся. Школа располагалась в двух маленьких комнатушках. Специальным  школьным оборудованием,  педагогической и детской литературы школа не была снабжена. Учительница комсомолка с педагогическим образованием (еврейский педтехникум).

В Александровке школа находилась в приспособленном помещении  с соответствующим количеством парт, обучалось в ней 30 детей. Работа в школе велась  без производственного плана, отсутствовала методическая литература. Учительница комсомолка с педагогическим образованием (еврейский педтехникум)  с 2-х годичным педагогическим стажем. Работа учительницы осложнялась тем, что ей приходилось работать с русским комплектом.

Отсутствие приспособленных школьных помещений, наглядных пособий, недостача учебных пособий, методической и детской литературы, плохое оборудование, недостаточная квалификация учителей, отсутствие инспектирования и т.п. Такое положение дел  было характерным  для всех школ.

В 1929/30 учебном году для станции Тихонькой были выделены ассигнования для еврейского комплекта, но ввиду малочисленности детей школьного возраста сочли целесообразным в этом году не открывать отдельного комплекта, а детей распределить по соответствующим группам Тихоньковской (русской) школы и принять еще одного учителя за счет этих средств.

Наряду с общей школьной сетью росло количество школ и классов, где преподавание велось на еврейском языке. В таблице показано развитие сети школ и классов с преподаванием на еврейском языке.

 

Таблица. 1. Сеть школ и классов на еврейском языке. Данные за 1932-1935 годы.

 

Годы

Количество классов

Количество учащихся

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

На 01.01. 1932 г.

-

15

-

-

-

7

-

-

-

-

250

На 01.01.1933 г.

-

26

-

-

-

10

-

-

-

-

729

На 01.01.1934 г.

-

39

-

-

-

12

-

-

1

-

950

На 01.01.1935 г.

-

51

-

-

-

14

-

-

2

-

-

 

Если в 1932 году было 22 еврейских класса с 250 учащимися, то с 1933 года число классов и школ с преподаванием еврейского языка значительно увеличивается. Так на 1 января   1933 года существовало 36 еврейских классов, обучающих 729 человек, а на  1 января 1934 года в 52 еврейских классах обучались уже 950 детей.

В таблице указана сеть в классном выражении потому, что при ряде русских школ имелись еврейские классы. Это в тех населенных пунктах, где не было возможности открыть самостоятельную еврейскую школу. Еврейские школы и классы имелись в следующих населенных пунктах: в Биробиджане, Валдгейме, Бирофельде, Квашнино, Сталинфельде, Пузино, Амурзете, Покровке, Дежневке и других населенных пунктах.          

 

Таблица. 2. Населенные пункты, имеющие еврейские школы и классы на 01 октября 1934 года

 

Населенный пункт

Какие классы имеются на 01.10.34 г.

Количество учащихся

(человек)

Биробиджан

от 1 до 9 включительно

440

Валдгейм

от 1 до 7 включительно

120

Бирофельд

1,2,3,4

41

Квашнино

1,2,3

101

Сталинфельд

1,2,3,4,5,6

60

 Пузино

1,2,3,4

65

Амурзет

от 1 до 7 включительно

-

 Биракан пос.

от 1 до 6 включительно

-

Биракан тайга

1,2,3,4

-

Самара

1,2

-

Покровка

1,2,3

-

Икор

1,2,3,4

-

Дежневка

1,2

-

Бира

1,2,3

-

 

По прибытии учителей еврейские классы должны были открыть  в Кимкане и Ине.       

Школьная сеть области выросла на основе довольно бедной школьной сети, имевшейся на территории занимаемой теперь областью. Сеть школ росла как за счет школ для детей переселенцев, так и за счет полного охвата начальной школой всех детей области, и более широкого охвата учебой в неполной – средней и средней школе для старших возрастов. В  1934-1937 учебных годах рост сети еврейских школ представлен в Таблице. 3.

 

Таблица. 3.  Динамика развития сети еврейских школ. 1934-1937 годы.

 

Годы

Количество школ, классов и учащихся

 

Еврейских школ

Русско-еврейских

Классов

Учащихся

1934/35

5

8

67

550

1935/36

11

11

110

1430

1936/37

19

12

124

1887

 

Из таблицы видно, что количество  еврейских школ на 1936/37 учебный год по сравнению с 1934/35учебным годом увеличилась на 14 школ, еврейско-русских на 4 школы, количество еврейских классов возросло с 67 в 1934/35 учебных годах до 124 в 1936/37 учебном году. Количество учащихся увеличилось на 1337 человек.

Помимо этого нужно учесть, что значительное количество еврейских детей, для которых родным языком являлся русский, обучались в русских школах.

К 1936 году остро встает вопрос о школьном строительстве в области.  Во-первы, это было связано с тем, что абсолютное большинство школ находилось в неприспособленных зданиях. Особенно плохо обстояли дела  со школьными зданиями во вновь организуемых переселенческих колхозах. А во-вторых, с большим количеством переселенцев- евреев, прибывших на территорию области.  Сводки о прибывших переселенцах за 1928-1932 годы показывают рост переселения. Если в 1929 году в область переселилось - 1420 человек, то  в 1932 году – 8234 человека.

 

Таблица. 4. Рост переселения по годам

 

Год

Всего прибыло

Убыло

Осталось

Из СССР

Из-за границы

1928

неразборчиво

422

530

1352

-

1929

1420

425

995

1420

-

1930

1186

320

866

1186

-

1931

3230

1400

1830

2761

469

1932

8234

4880

3354

7573

661

 

Кром этого учебный 1936/37 год был начат с наличным контингентом школьников в количестве 14 000 человек. Учитывая предстоящее переселение 1937 года, число учащихся в школах к 1 октября 1937 года должно достичь 18 000 человек при среднегодовом 16 000 человек. В связи с этим возникала необходимость в первую очередь обеспечить местами в  школах всех детей школьного возраста, переселившихся  с родителями в порядке планового переселения в ЕАО и  обеспечить соответствующий рост  школьной сети в области на 1937 год. Было предусмотрено строительство новых еврейских  школ.

Контрольные цифры  нового и продолжающегося школьного строительства ЕАО на 1937 год: 

Новая школа  десятилетка  (евр.) - Биробиджан на  880 мест.

Новая неполная средняя школа (евр) -  с. Амурзет на 400 мест.

Новая  неполная средняя  школа (евр) - Сопка  на 280 мест.

Новая неполная средняя  школа (евр) - Кимкан  на 280 мест.

Новая неполная средняя школа (евр) - Соцгородок на 280 мест.

Новая неполная средняя школа  (евр) -Смидовичи 280 мест.

 

 

Далее

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru