ОГБУ "Госархив ЕАО" » Деятельность » Конференции и семинары » Региональная научно-практическая конференция «Дальний Восток и Победа»

Региональная научно-практическая конференция «Дальний Восток и Победа»

Автор: Foxpro от 6-07-2009, 04:56

Условия Отечественной войны выдвинули первоочередную задачу перед всеми - о перестройке работы на военный лад. Эти же задачи стояли и перед различными учреждениями культуры и искусства, творческими работниками - содействовать всеми средствами искусства мобилизации всего народа на отечественную войну, повышению советского патриотизма и бдительности, укреплению трудовой дисциплины и повышению производительности труда. В Еврейской автономной области искусство в этот период было представлено Биробиджанским Государственным еврейским театром имени Л.М.Кагановича, музыкальной детской начальной школой, Биробиджанским Государственным еврейским ансамблем и кружками художественной самодеятельности при клубах, домах культуры и избах-читальнях.
Биробиджанский Государственный еврейский театр им. Л.М.Кагановича был организован в 1934 г. За период работы в театре был создан коллектив квалифицированных актеров, поставлены многие классические спектакли. К началу 1940-х гг. ГОСЕТ являлся центром культурной жизни области.
Из документов архива мы узнаем, как восприняли в Еврейской автономной области начало войны. После выступления по радио И.В.Сталина, 4 и 5 июля на предприятиях, учреждениях, в колхозах, совхозах прокатилась волна митингов. В политинформации секретарю крайкома ВКП(б) т. Боркову от 07.07.1941 г. читаем: «...В коллективе Биробиджанского Гостеатра, на митинге, артист Котойнти в своем выступлении сказал о том, что обязуется выплатить заем не в десять, а в пять месяцев, артист Аронес заявил, что свой гонорар за постановку в сумме 1000 руб. вносит в фонд обороны, заем обязуется выплатить в пять месяцев. Ряд других работников театра также внесли значительные средства в фонд обороны...»1
В августе 1941 г. выходит приказ по театру им. Л.М.Кагановича, в котором говорится, что театр должен перестроить свой репертуар «...исключив из него пьесы, не имеющие актуального значения, подобрав и к 18/VIII-1941 г. представив на утверждение облотдела искусств репертуар из боевых антифашистских пьес, пьес на оборонно-патриотические темы, рисующие героическое прошлое русского народа за свободу и независимость, героику настоящего на фронте и в тылу...»2
Первые дни войны застали театр вне дома, на гастролях в г. Хабаровске, а затем - г. Комсомольске.
По возвращению в Биробиджан, артистами театра совместно с биробиджанской группой писателей и биробиджанским отделением ВТО был организован антифашистский вечер-концерт. Театром была показана одноактная пьеса Я.Галицкого «Соломон Леви», поставленная режиссером М.Фридманом.
Также были исполнены песни об отечественной войне, читали антифашистские стихи еврейских поэтов. Весь сбор с вечера-концерта в сумме 10000 руб. был перечислен в еврейский антифашистский комитет в фонд средств, собираемых на приобретение 1000 танков и 500 самолетов для Красной Армии3.
Артисты театра в годы Великой Отечественной войны много раз выезжали с концертами для трудящихся, занятых на колхозных работах. Только за 1941-1944 гг. коллектив театра дал 650 выступлений в частях Дальневосточного фронта. К тому же, чтобы иметь возможность обслужить кроме еврейского зрителя всех трудящихся области, коллектив театра стал выступать в пьесах не только еврейского, но и русского репертуара («Парень из нашего города» К.Симонова, «Фронт» Соловьева, «Крылатое племя» А.Первенцева).
В 1943 г. воодушевленный победами наступающей Красной Армии, коллектив Биробиджанского Государственного театра им. Кагановича провел сбор средств на строительство танковой колонны. Группа театра, находящаяся на гастролях, собрала 15000 рублей наличными. А группа театра, работающая в Биробиджане - 8000 рублей. Всего коллектив театра в 1943 г. внес на постройку боевых машин для Красной Армии 23000 руб. наличными и на 25000 руб. облигаций госзаймов, а также компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 35000 руб.4
В годы Великой Отечественной войны артисты театра не только успешно играли на сцене. Они также овладевали военными знаниями, не прекращая учебу даже во время гастрольных поездок. Все артисты изучили винтовку, многие овладели пулеметом, научились метать гранаты, 50 человек сдали нормы на ПВХО и ГСО.
«Воспитывать в народе чувство жгучей ненависти к фашистским извергам, пламенную любовь и преданность к своей социалистической Родине, вселять уверенность в нашу победу - вот благородная задача, которую поставил перед собой Биробиджанский государственный театр им. Л.М.Кагановича в дни Великой Отечественной войны». Так писала газета «Тихоокеанская звезда» в ноябре 1941 г.5 Исходя из этой задачи, Биробиджанский государственный театр и строит свой репертуар в новом году. После показа «Интервенции» Славина театр показал зрителю пьесу «Профессор Мамлок» на еврейском языке в переводе Ф.Аронеса. Борис Миллер в газете «Биробиджанская звезда» писал: «Постановщику спектакля Е.Гельфанду и режиссеру М.Фридману удалось в предельно короткий срок - по военному создать яркий спектакль, который смотрится с большим интересом... Пьеса «Профессор Мамлок» - одно из наиболее ярких произведений, показывающее весь ужас, который несет с собой человечеству фашизм».6
Нужно сказать, что для работы над каждым спектаклем отводилось всего от 10 до 20 дней. «Биробиджанская звезда» в июле 1942 г. писала: «...надо отметить особую интенсивность и оперативность работы коллектива театра. За годы его существования он никогда еще такими скорыми темпами не готовил новые спектакли, никогда еще не обслуживал ими столько зрителей...»7
В годы войны театру пришлось работать в тяжелых условиях. В связи с сокращением театру дотации театр был вынужден максимально сократить свои расходы. Была ликвидирована русская группа театра, организованная в 1939 г. Актерский состав еврейского театра был сокращен с 33 до 20 человек. Совершенно был ликвидирован оркестр театра. В производственно-технических цехах театра оставалось по одному работнику.
Но, несмотря на принятые меры, финансовое положение театра все же оставалось тяжелым. Планы доходов театра не выполнялись, не окупались затраты на постановку спектаклей. Количество спектаклей уменьшилось с 277 в 1940 г. до 195 в 1943 и 44 спектакля в 1944 г. Соответственно уменьшились и доходы театра.8
Часть здания, в котором театр работал с 1934 г. пришла в негодность, и поэтому театр был вынужден прекращать работу и подыскивать зимой площадки для выезда на гастроли.9 Случалось и такое, что театру приходилось работать при однодневном запасе топлива, а зачастую и того меньше. В целях экономии топлива служебные комнаты выключались из отопительной системы, а сотрудникам приходилось работать при такой низкой температуре, когда чернила замерзали в чернильницах.10
В документах зафиксированы факты отмены спектаклей из-за холода.11 Но все же актеры театра радовали своего зрителя динамичными и жизнерадостными постановками.
В 1944 г. ставятся оперетты, комедии, показывающие жизнеутверждающую силу еврейского народа. Спектакли насыщены музыкой, используются формы песенного народного творчества.
В годы войны театром были осуществлены следующие постановки: «Профессор Мамлок» - Вольфа, «Бар-Кохба», «Шпил-Фойгл» - С.Галкина, «Большевик»(Яков Свердлов) - Дэля, «Русские люди», «Парень из нашего города» - К.Симонова, «В горах Крыма» - пьеса биробиджанского писателя Рабинкова, «Слуга двух господ» - Гольдони, «Бедно, но весело» - Ф.Аронеса.
Пьесы этих лет рассказывают о любви к Родине, к своему народу. В них звучит тема дружба народов. Чаще всего герой пьес - советский человек, герой войны, несущий грозную месть врагу и отважный боец за свободу и счастье советских народов.
Все же лучшей оценкой работы коллектива театра были зрители, которые всегда хорошо встречали все спектакли. «Лучшее в этом театре - его актеры, - писал заслуженный деятель искусств Григорий Рошаль в своем отзыве о гастролях еврейского театра в Казахстане в 1945 г. Он отмечал, что «...глядя на их игру, зритель забывает некоторую бедность оформления и неполный разворот постановок, рассчитанных на большую сцену...Как хорошо, - продолжает он, - что в традиции еврейского театра еще сохранилась красочная радость народного представления, когда пляски и песни прорезают даже самые трагические и героические произведения. Когда праздничное зрелище является обязательным качеством каждого спектакля. И как хорошо теперь, в великие дни Победы, видеть и понимать, что значит праздничная радость, пронесенная через все горести и ужасы войны...».12

 

 

 

главный специалист госархива ЕАО

И. А. Жирнова

 

 

__________________________________________________

1 ГА ЕАО ф.1-П.оп.1.д.149.л.37
2 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.3.л.185
3 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.1а.л.31(об)
4 Там же, л.39
5 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.12.л.31
6 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.1а.л.30(об)
7 Там же, л.44
8 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.10.л.13
9 ГА ЕАО ф.75.оп.19.д.25.л.48
10 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.8.л.11
11 ГА ЕАО ф.148.оп.1.д.10.л.9
12 Там же, л.36(об)-38

 

 

679000, ЕАО, г.Биробиджан,
пер.Ремонтный, д.9
© 2009-2018 ОГБУ "Госархив ЕАО"
Hosted by ЕАО.ru